Зал самообслуживания или продавец за прилавком. За и против

Существует немало видов торговли. Самыми популярными являются два: в зале самообслуживания и торговля за прилавком. Оба приносят прибыль владельцу и удобны для покупателя, но каждый – в индивидуальной степени.

Так какой же из этих форматов продаж оптимальнее? В чем особенности и преимущества? И есть ли недостатки?

Зал самообслуживания

Самообслуживание базируется на свободном доступе к товару. Покупатель свободно передвигается по залу, самостоятельно выбирает товары, размещенные в открытой выкладке, и рассчитываться на кассе в конце зала. Для покупателя также важно, что в зале самообслуживания товар на виду, легко найти нужный, детально его изучить, а при случае, получить информацию о цене в информационном киоске. В таких залах часто схожие или дополняющие друг друга товары лежат на смежных полках.

Статистика гласит: обороты в продажах повышаются от 30 до 70%, если есть свободный доступ покупателя к товару. А пропускная способность зала увеличивается в полтора-два раза.

Специфика зала и выкладки товара обеспечивает максимальный комфорт покупателю. Ассортимент формируется в зависимости от особенностей товара, специфики и спроса, а также стоимости и социального уровня покупателей.

Оптимальная площадь магазина с залом самообслуживания – от 100 кв. м., но есть примеры успешной торговли и на площади торгового зала от 50 м2. Торговый зал в большинстве случаев спланирован в виде прямоугольника со стеллажами и витринами по периметру и в центре. Узел расчета расположен при входе/выходе. Оптимальная планировка – соотношение сторон прямоугольника 1:2 или 2:3. Оптимальна высота потолков – от 3,3 м. Ширина прохода – от 1,98 м.

Преимущества

  • покупателю удобно: можно свободно изучить ассортимент, двигаться налегке, оперативно рассчитаться, при том сократить временные затраты на покупку;
  • есть возможность купить дополнительные товары к выбранным;
  • сокращается численность продавцов;
  • повышаются продажи, в том числе и из-за возможности расширять ассортимент.

Недостатки

  • риск хищений товара;
  • очереди к кассам;
  • траты владельца на приобретение оборудования.

Магазин с продавцом

Торговля за прилавком – традиционный метод продаж, и у него – свои особенности.  Организовать ее можно в помещении малой площади, где торговый зал – от 30 кв. м. Планировка торгового зала проста: обычно прилавки расположены Г-образно, у стен могут быть дополнительные стеллажи. Идеальная планировка, как и в случае с магазином самообслуживания – прямоугольник со сторонами 1:2 либо 2:3, а высота потолка – от 3,3 м. Проходы должны быть от 1,3 м в ширине, а полки и стеллажи пропорциональны им по высоте. Точка расчета, как и получения товара, тут же за прилавком. Однако, чем меньше магазин по площади, тем меньше пропускная способность.

Ассортимент в таком магазине формируется в зависимости от специфики магазина, места расположения, платежеспособности покупателей.

Преимущества

  • продавец, кроме продаж и консультации, может заниматься еще и продвижением продукции, формировать имидж магазина;
  • наличие пользующихся спросом товаров;
  • отсутствует необходимость устанавливать систему видеонаблюдения, поскольку покупатель не имеет свободного доступа к товару.

Недостатки

  • возникновение конфликтов покупатель-продавец;
  • возможны обсчеты со стороны продавца;
  • минимальное количество спонтанных покупок;
  • не всегда есть возможность изучить полный ассортимент товаров.